Почему мы креативны?

Как-то попала я на весьма любопытный документальный фильм — «Почему мы креативны» («Why Are We Creative: The Centipede’s Dilemma», 2018) Германа Васке. Причем, Герман был гостем фестиваля кино европейских стран, в рамках которого проходил показ картины, и после пообщался с залом, ответил на вопросы и рассказал о том, как проходили съемки.

Поделюсь мыслями — и о том, что запомнилось, и почему этот фильм стоит посмотреть.

Для кого и о чем?

Вне зависимости от того, занимаетесь ли вы творчеством, являетесь ли поклонником известных людей, которых интервьюирует Герман Васке, или просто обратили внимание на рекламный постер и решили скоротать вечер за просмотром чего-нибудь новенького — думаю, этот фильм не оставит вас равнодушными. Как минимум потому, что он бесконечен — начинаясь как диалог между режиссером и артистами, между зрителями и картиной —  он продолжается в виде внутреннего диалога, который мы постоянно ведем сами с собой. И суть этого диалога не в результате, а в процессе; не столько в том, чтобы найти ответ на вопрос, сколько в том, чтобы вообще задаваться вопросами и — искать.

Так что, я бы сказала, это фильм для всех, кому нравится искать и размышлять, в том числе, о природе креативного мышления — когда и как из ничего внезапно появляется нечто.

 

Синдром многоножки

В оригинальном названии фильма присутствует упоминание «дилеммы многоножки» («The Centipede’s Dilemma»), которая не была переведена в русскоязычном прокате, но тоже является весьма любопытной идеей.

«Дилемма многоножки» — короткое стихотворение, которое дало название психологическому эффекту под названием «эффект многоножки» или «синдром многоножки». Синдром многоножки возникает, когда обычно автоматическая или бессознательная деятельность нарушается осознанием этого или размышлениями о нем.

… или вкратце — «если спросить гусеницу, которая идет по ветке о том, как она переставляет ноги, то она споткнется и упадет вам на лицо».

Во время просмотра фильма я задумалась о том, что бы ответила, если бы Герман задал свой коронный вопрос мне, а после услышала среди ответов свою мысль почти один в один — «я занимаюсь творчеством потому, что просто не могу этого не делать». Это как ходить или дышать. Возможно, когда-то мы учимся этому, но после — оно становится настолько естественным, что мы можем поразмышлять о костях, суставах и легких, но сам процесс обитает где-то между объяснимой механикой и бытовой магией. Между навыком и волшебной искрой, которая превращается в действие или идею.

Креативное мышление — также состоит из простых вещей (например, воспитания, образования, окружения, опыта) с одной стороны, и из чего-то почти космического — с другой. Иногда, чтобы что-то придумать и создать, достаточно просто сесть за стол, взять в руки карандаш и сосредоточиться, а иногда — необходимо, чтобы произошло что-то еще. Причем, мы зачастую вообще не представляем себе, что это может быть — какое-нибудь погодное явление, случайная встреча или запах свеженарезанного авокадо с приправой из чили.

*

Кстати, помимо продуманной креативности, в истории существовали опыты так называемого «автоматического» творчества, смысл которого заключался в максимальном сокращении процесса обдумывания идеи. Если говорить о литературе — то мне сразу вспомнилось автоматическое письмо Анри Бретона и его друзей сюрреалистов, и феерический сборник «Автоматических стихов» Бориса Поплавского. По сути, это отличная аналогия той самой гусеницы, которая идет по ветке, не отдавая себе отчета в том, какая из ее ног где должна оказаться. Автоматическая поэзия также была сосредоточена на том, чтобы создавать тексты, идущие откуда-то извне и сразу попадающие на бумагу, минуя авторский мозг со всеми его попытками осознать, причесать или адаптировать. Почему бы и нет?

 

Сумасшедшая одиссея

Вообще наблюдать за тем, как Герман задает людям один и тот же вопрос на протяжении тридцати (!) лет — невероятное дело. Ты почти физически ощущаешь, как идет время, как меняются качество съемок, ракурсы и даже сам режиссер. И на мой взгляд, очень важно, что в фильме показаны разные реакции людей — от глубокого желания поддержать диалог до поверхностных ответов или даже откровенных отказов общаться. Это тоже вполне естественно и потому интересно. Кому-то вопрос сразу ложится на ум, для кого-то необходимы подготовка и правильная обстановка, а кому-то — вопрос просто был задан не в том месте или не в то время.

В кинотеатре из зала Герману задали вопрос, занимался ли он изучением этой темы только на предмете знаменитостей? — он ответил, что у него собрано множество материалов с ответами и обыкновенных людей, а значит в будущем, возможно, нас будет ожидать не менее любопытное исследование совсем с другой точки зрения.

К слову, за тридцать лет съемок было собрано такое количество материалов, что многое по очевидным причинам осталось за рамками. Однако выбор в сторону того, что вошло в финальный хронометраж картины — одновременно и помогает сформировать мнение об авторском видении темы, и вызывает новые вопросы. С одной стороны, я всецело разделяю режиссерскую симпатию к фигуре Дэвида Боуи, на которой сделан ощутимый акцент, я не переставая улыбалась, глядя на Уильяма Дефо, подписывалась под каждым словом, сказанным Бьорк, с удовольствием кивала Джармушу и так далее. А с другой — испытала некоторый гражданский диссонанс, увидев в качестве российских респондентов Михаила Горбачева и участниц Pussy Riot. Хочется верить, что представления Германа (и его иностранных зрителей) о людях, которые много чего могли бы рассказать о креативности в нашей стране (в том числе, и вне политического подтекста) — на этом не ограничиваются.

 

Вопрос залу: а если бы вы выбирали среди российских артистов и креативщиков — с кем бы еще посоветовали пообщаться Герману Васке?

… хотя вообще я рада, что с этим фильмом можно не только соглашаться, но и спорить — без этого диалог был бы нечестным и вряд ли мог бы продолжаться так долго и за пределами кинотеатра. Спасибо режиссеру за необыкновенный труд, пытливый ум и титаническое упорство, благодаря которому такое кино не просто существует, но и доходит до больших экранов.

Кто посмотрел — уже решили, что бы ответили сами на главный вопрос фильма?

Делитесь в комментариях, пообщаемся 🙂

 

Поделиться: