Учить и учиться

размещено в: Обучение | 0

Каждый из нас, кто искренне заинтересован в развитии своей профессии — находится в постоянном процессе обучения. Мы пробуем разные инструменты, следим  за новыми стилями и подходами, улучшаем уже отлаженные алгоритмы работы, делимся опытом. Однако в этой динамике есть свои подводные камни, которые мне неоднократно довелось наблюдать с позиций и преподавателя, и ученика. В связи с чем у меня сформировалось два простых забавных принципа, которые помогают решать большинство вопросов:

— если ты знаешь меньше, чем кто-то — не выделывайся и учись,
— если ты знаешь больше, чем кто-то — не выделывайся и учи.

Порой следовать им бывает сложно, потому что выделываться — одно из любимых занятий нашего внутреннего дьяволенка. Гораздо проще огрызаться, когда кто-то над тобой доминирует, а потом доминировать над кем-нибудь самому, это же такое удовольствие, такая власть и ом-ном-ном. У многих людей подобное незатейливое поведение даже входит в привычку — при условии надежно усыпленной совести. Помимо кармического одиночества, я вижу в этом еще один большой минус, а именно — достаточно низкий потолок возможностей. В то время как способность учиться и учить других — делают наше сознание практически безграничным. Не говоря уже о том, что на душе от этого становится как-то светлее и чище.

Проблема в том, что мы не всегда знаем, как к этому подступиться.

Расскажу, что знаю.

Для того, чтобы учиться, не испытывая при этом желания защищаться (ведь положение ученика делает нас очень уязвимыми) — я сперва убеждаюсь в том, что педагог фигни не посоветует, а потом тренирую кошачий слух и почти монашеское смирение. Представляю себя в оранжевой робе, сидящей где-нибудь на скале. И иногда в каске, если педагог решит, что до меня с первого раза не доходит. И так до тех пор, пока не наступит какая-нибудь образовательная нирвана.

Учить тоже не так сложно, если помнить о двух вещах: а) важно не то, насколько вы круто смотритесь в роли всезнайки, а то, что вам нужно объяснить конкретному человеку так, чтобы он это понял, б) обучение должно быть построено на положительных эмоциях. Каждому из нас в свое время какая-то информация давалась легче или тяжелее, в зависимости от нашего склада ума, настроения, состояния и взаимодействия с педагогом. Запоминайте это и переворачивайте наоборот. Не делайте того, что когда-то могло мешать учиться вам. Используйте эмоции только для установления контакта, при котором вам будет хотеться говорить, а другому человеку — слушать. Отсюда же шишки и похвала — с четким осознанием, что это не ваш эмоциональный импульс, а средство обучения.

Кроме того, процесс обмена знаниями в том или ином качестве — это всегда обоюдная польза. Мы многое запоминаем, когда учимся, и еще больше понимаем это, когда объясняем другим.

Когда мне хочется побыть занозой — я вспоминаю о том, как сама не люблю заноз. Как неприятно, когда кто-то начинает самоутверждаться за твой счет. И как это все глупо смотрится со стороны. В этом случае выделываться уже не так интересно. Интереснее быть мудрее и терпеливее. Это ведь тоже наука, которой стоить продолжать учиться.

И учить.
Поделиться: