Инструменты для каллиграфии: обзор брашпенов

Когда я впервые начала интересоваться каллиграфией (а следом — и леттерингом), вопрос подбора инструментов для тренировок регулярно ставил меня в тупик. Калининград — город небольшой, художественные магазины в нем крохотные, так что выбор ограничивался обыкновенными кистями для живописи, перьевыми ручками и очень дорогими наборами для классической каллиграфии (использование которых как бы подразумевает у тебя наличие кимоно и знание японского). Мне же хотелось начать с чего-то менее академичного, поэтому я отправилась в долгое путешествие по просторам онлайн-магазинов. Выбор, правда, проще не стал — ведь даже после изучения отзывов и чужих тренировочных работ, сложно понять, какой инструмент подойдет именно тебе.

Неудачный или не подходящий под конкретную задачу инструмент способен сбить с толку еще больше и даже заставить думать, что ты сам — какой-то неправильный. А как еще объяснить, когда ты уже язык на плечо положил, но ничего не получается так, как хочется? – штаны с рукавами, не иначе!

Если вас тоже посещали подобные мысли и сомнения, вот первый совет – никогда не отчаивайтесь и пробуйте все! Только подержав в руках разные маркеры, ручки, перья и кисти, и самостоятельно испытав их на практике, можно поймать то самое волшебное ощущение, когда процесс учебы по-настоящему движется. А как только вы определитесь со стилем, в котором хотите работать, и подберете свой инструмент — учеба превратится в удовольствие. Этот момент очень важен на любом этапе — и если вы только размышляете, хотите ли вы заниматься декоративным письмом серьезно, и если уже почувствовали, что хотите.

Поскольку я решила учиться не классической, а современной (более свободной по стилю) каллиграфии, самыми основными моими инструментами стали брашпены. И сегодня я расскажу обо всем, что узнала о них на практике – чем отличаются разные марки, какие модели более послушные, а какие менее, что такое мягкость/жесткость и так далее. Поехали!

Что такое брашпен?

Brushpen (дословно, «кистеручка» или ручка-кисть) – по сути, это фломастер с гибким наконечником. Толщина его линий может меняться в зависимости от силы нажатия, благодаря чему можно создавать контрастные каллиграфические начертания. Основное различие брашпенов заключается в размере, мягкости, жесткости и упругости наконечника. Чем он крупнее — тем шире и контрастнее будет начертание, а от мягкости, жесткости и упругости — зависит плавность переходов линий и ощущение контроля инструмента при письме.

Брашпены бывают заправляемые и незаправляемые (первые, как правило, дороже). Чернила внутри могут быть пигментные или на водной основе (такие брашпены еще называют акварельными). Наконечники изготавливаются из разных (натуральных и синтетических) материалов — нейлона, фетра или войлока, а самые тонкие содержат эластомерную вставку, которая поддерживает кончик кисти и помогает ему служить дольше.

И, конечно, существенно различие разных марок по цене. Учитывая, что у каждого брашпена ограниченный срок жизни (наконечник со временем растрепывается и теряет упругость), для первых тренировок лучше выбирать недорогие, незаправляемые модели, которые будет не жалко пустить в расход. Когда рука станет увереннее — можно будет пробовать и более дорогие модели. А какая из них станет самой удобной и любимой — вы почувствуете сами.

Модели брашпенов

Сейчас их выпускается великое множество, но пока расскажу о самых известных, доступных в магазинах и показавшихся мне самыми удобными.

— EDDING 1340 (Германия). Средний по толщине линии брашпен с чернилами на водной основе. На тонкой офисной и более плотной бумаге эти чернила ведут себя по-разному — в первом случае цвет выходит светлее и линии больше расплываются по краям (что неплохо, если вам нравится легкий акварельный эффект). Линейка состоит из 10 основных цветов (черный, коричневый, красный, оранжевый, желтый, голубой, синий, фиолетовый и розовый). Наконечник мягкий, но плотный и достаточно крепкий, контролировать его легко и служит он долго. Средняя цена — 70 р., так что этот брашпен можно смело брать как для тренировок, так и для постоянной каллиграфической работы.

 

 

— TOMBOW ABT DUAL BRUSH (Япония). Двойной маркер, с одной стороны которого находится крупная и мягкая кисть, а с другой —  тонкий, округлый, негнущийся наконечник, что позволяет одновременно создавать высококонтрастные начертания и дорабатывать детали одним инструментом. В линейке — 96 цветов и оттенков. Средняя цена — 290 р.

 

 

Эта модель любима многими каллиграфами, но контролировать ее сложнее, чем Edding 1340. Наиболее четкие линии станут получаться, если хорошенько приноровиться — чего в моем случае еще не произошло, но:

 

 

— ZIG KURETAKE FUDEBIYORI (Япония). Брашпен, очень похожий на Edding 1340 — та же толщина линии, тот же легкий акварельный эффект от чернил на водной основе. По ощущениям разница только в том, что кисть ZIG чуть более упругая, но контроль над линией одинаково хороший у обоих. Цвета в линейке ZIG Kuretake ярче, плотнее и представлены шире — помимо 24 основных, есть также 8 с эффектом металлика, которыми можно рисовать и на черной бумаге. Средняя цена — 90 р.

 

 

— SACURA KOI COLORING BRUSH PEN (Япония). По размеру наконечника этот брашпен похож на Tombow ABT — вместе они дают, пожалуй, самую широкую и высококонтрастную линию. Однако кисть KOI мягче, менее упругая и ее кончик очень быстро из тонкого становится пушистым. Чернила на водной основе, цветов в линейке 48 (+ отдельный маркер-блендер, позволяющий смешивать оттенки и создавать градиентные переходы). Средняя цена — 190 р.

 

 

— FABER-CASTEL PITT ARTIST PEN B (Германия). Наряду с Edding’ом 1340, один из моих любимых брашпенов. Наконечник мягкий, но достаточно упругий для того, чтобы чувствовать максимальный контроль над линией, даже если ты взял в руки этот инструмент впервые. Размер наконечника меньше, чем у всех моделей, перечисленных выше. Чернила на пигментной основе — водостойкие и светостойкие, поэтому они всегда ярче и плотнее, чем чернила на водной основе (даже если сравнить черный цвет Faber’a и брашпенов других марок, первый — всегда будет сочнее и укрывистее). Ассортимент цветов состоит из 60 разных наименований. Средняя цена — 180 р. Из строя pitt artist pens выходят немного быстрее, чем Edding и ZIG, но все, отведенное им время, служат чудесно.

 

 

Pitt artis pens продаются не только поштучно, но и в оттеночных наборах — приложу выкраску из трех, что у меня есть:

«TERRA»

 

«CALLIGRAPHY SET»

Данный сет, к слову, был первым моим знакомством с брашпенами, и я до сих пор не могу налюбоваться этими синими оттенками. Самый бледный из них — Light Indigo, он едва различимый и скорее пригодится для рисования теней, чем в качестве самостоятельного брашпена, но остальные три — стоят того, чтобы специально поискать именно этот набор.

 

«SHADES OF GREY»

 

Важно! — не путать B (brush) и SB (soft brush) среди серии pitt artist pens! В первом случае — это упругая кисть, подходящая для каллиграфии, а во втором — кисть очень мягкая, и она мягкая настолько, что даже при несильном нажатии ложится на лист практически целиком, так что управлять ей при письме будет очень сложно.

Для сравнения: слева — brush, справа — soft brush.

 

— SIPA (Япония). Как правильно назвать этого удивительного зверя я, честно говоря, не знаю, поэтому воспользуюсь единственной латинской надписью на корпусе (помимо «japan material»). Набор из этих трех брашпенов был найден на Aliexpress и заказан с целью узнать, способно ли нечто по цене 35 р. за штуку достойно писать. Оказалось — вполне.

 

 

Набор представлен брашпенами трех размеров — L (крупный), M (средний) и S (тонкий). Размер L по толщине линии напоминает Edding 1340 и ZIG Kuretake, а по упругости — KOI, кончик кисти также достаточно быстро начинает пушиться. Однако, не смотря на это, форму инструмент держит и, сколько бы он ни собирался прожить — пусть живет! Сейчас я подумываю над тем, чтобы по достижению особенной пухнатости, попробовать на нем эффект полусухой кисти. Почему бы и нет?

Размеры M и L — уже для тонких начертаний, их наконечники эластомерные и более короткие. Справляются они со своей работой хорошо. Цвет всех брашпенов в наборе — черный.

 

 

— TOMBOW FUDENOSUKE (Япония). Два отличных тонких брашпена с эластомерными наконечниками, кисть одного из которых мягкая, а другого — жесткая. В первом случае линия выходит шире и плавнее, во втором — тоньше и немного острее. Но хороши — оба, поэтому пробовать их я бы советовала в паре. Чтобы не путаться (учитывая, что и здесь на корпусе латиницей не прописано ничего, кроме названия марки), уточню: твердая кисть идет в темно-синем корпусе, а мягкая — в темно-сером. Цвет чернил в линейке — только черный. Средняя цена — 190 р.

 

 

— PENTEL SIGN PEN BRUSH (Япония). Все тонкие брашпены, представленные в этой линейке, по моим ощущениям, не менее хороши, чем Tombow Fudenosuke. Но разобраться в их подвидах для тех, кто только знакомится с моделью — не так просто. Во первых, среди описаний sign pen brush периодически циркулирует также слово «touch», но присутствует оно только на корпусе цветной серии (в которую входит и простой черный брашпен, а всего цветов — 12). Во-вторых, в серии есть три брашпена в корпусе серого цвета, цвет чернил которых только черный, но кисти различаются по размеру и мягкости — medium (крупная, очень мягкая кисть, дающая очень контрастную линию), fine (тоньше и тверже) и extra fine (самая тонкая и твердая).

 

 

И в-третьих, среди товаров Pentel есть также другая линейка sign pens, в которую входят не брашпены, а капиллярные ручки с жестким, негнущимся наконечником, которые не подходят для контрастного каллиграфического письма. Корпус и внешний вид наконечников sign pens и sign pen brushes абсолютно идентичные, поэтому на первых порах запутаться может каждый.

Как же отличить в линейке этих моделей Pentel брашпены от капиллярных ручек? Ответ прост и забавен — по блесткам. Если в корпусе присутствуют блестки — то это брашпен. Если нет —  капиллярная ручка. Профит!

На картинке ниже: слева сверху — sign pen touch brush (в черном корпусе), слева снизу — sign pen brush fine tip, посередине — sign pen brush extra fine tip, справа сверху — sign pen brush medium tip, справа снизу — каппилярная ручка sign pen (в фиолетовом корпусе без блесток). Средняя цена — 150 р.

 

 

Полезный совет

Когда наконечник брашпена приходит в негодность, с некоторыми моделями можно провернуть одну хитрую штуку — аккуратно пинцетом достать наконечник из корпуса, перевернуть другой стороной и вставить обратно. Таким образом, инструмент прослужит вдвое дольше. Знаю точно, что это работает с pitt artist pens и Edding 1340. По мере новых опытов расскажу, если обнаружится что-то новое.

 

 

UPD: По наводке Кати Пановой (спасибо, Катя!), выяснилось, что замена наконечника не работает с моделью Tombow ABT (там кисть заканчивается ровным цилиндром), но работает с KOI. Правда, вторая сторона наконечника KOI не острая, а округлая, так что при письме эффект будет немного другой, но не менее интересный. Важно! — в отличие от операций с Edding’ом 1340 и pitt artist pens — наконечник KOI обратно вставлять немного сложнее и лучше заранее обложиться салфетками или газетками, так как из корпуса может брызгать краска.

 

 

Сверху — надпись брашпеном KOI до смены наконечника, снизу — после.

 

 

Шкала сравнения брашпенов

Для удобства я решила дополнительно собрать основные характеристики перечисленных моделей — возможно, ориентируясь по ним, выбор будет сделать легче.

По размеру наконечника:

Самые широкие и высококонтрастные кисти: TOMBOW ABT DUAL BRUSH, SACURA KOI COLORING BRUSH PEN.
Средние кисти: EDDING 1340, ZIG KURETAKE FUDEBIYORI, FABER-CASTEL PITT ARTIST PEN B, SIPA L.
Самые тонкие кисти: SIPA (S), TOMBOW FUDENOSUKE (HARD TIP), PENTEL SIGN PEN BRUSH (EXTRA FINE TIP).

По цене (от недорогих к более дорогим):

SIPA, EDDING 1340, ZIG KURETAKE FUDEBIYORI, PENTEL SIGN PEN BRUSH, FABER-CASTEL PITT ARTIST PEN B, TOMBOW FUDENOSUKE, SACURA KOI COLORING BRUSH PEN, TOMBOW ABT DUAL BRUSH.

По величине цветовой гаммы в линейке:

TOMBOW ABT DUAL BRUSH — 96
FABER-CASTEL PITT ARTIST PEN B — 60
SACURA KOI COLORING BRUSH PEN — 48
ZIG KURETAKE FUDEBIYORI — 24
PENTEL SIGN PEN BRUSH — 12
EDDING 1340 — 10
SIPA, TOMBOW FUDENOSUKE — 1

По плотности цвета:

Самый укрывистый брашпен с чернилами на пигментной основе — FABER-CASTEL PITT ARTIST PEN B.

 

Сравнение брашпенов с широкими и средними размерами кистей:

 

 

Сравнение тонких брашпенов:

 

На практике

А вот что получается у меня при помощи эскизов брашпенами и последующей векторной обработки:

 

Если эта статья оказалась вам полезной — напишите об этом в комментариях, мне будет приятно 🙂 а может быть, вы захотите поделиться своими ощущениями от этих инструментов или посоветовать какие-то еще? Смело рассказывайте обо всем ниже. И пусть творчество приносит вам только радость!

Поделиться: