Алкогольный дизайн: 10 этикеток под лупой

размещено в: Дизайн | 0

Разглядывать дизайн упаковок и этикеток — одно из моих любимых занятий на досуге, потому что в каждом грамотно составленном концепте скрывается целое руководство — как привлечь внимание, как попасть в целевую аудиторию, как задержать на себе взгляд и, главное, как сделать так, чтобы из всех продуктов на полке покупатель выбрал именно твой. И чем чаще на нем будет останавливаться выбор, чем устойчивее будет узнаваемость и симпатия к «костюму» товара — тем лучше.

Естественно, содержимое тоже имеет значение и люди могут хорошо покупать продукцию с не самым удачным оформлением, если она подходит им по качеству и цене (насколько бы низкой или высокой та ни была). При этом непроработанный дизайн упаковки премиум-класса может быть неэффективным, а дизайн-эконом — красивым и привлекательным в своей простоте, если к его разработке подходить с умом.

Поразмышлять над волшебством воздействия этикеток на умы покупателей полезно и производителям, и продавцам продукции, и дизайнерам, и самим покупателям. Если и вам хочется разобраться, почему товары кажутся дорогими или не очень, почему какие-то из них сразу хочется купить себе или подарить, а другие нет, почему одни марки известнее других — следуйте за мной под кат!

Сегодня мы поговорим о дизайне алкогольной продукции на примерах нескольких этикеток виски, вина и пива, которые привлекли мое внимание за последнее время.

Поехали!

Минутка маркетинга: кратко о ценовых сегментах

Логика оформления этикетки всегда апеллирует не только к характеристикам товара, но и к его стоимости. Поэтому при рассмотрении каждого дизайна, мы будем делить продукцию на четыре ценовых сегмента: эконом или нижний ценовой сегмент (low-priced), средний ценовой сегмент (middle-priced), высокий ценовой сегмент (high-priced) и премиум-класс (luxury).

К каждому ценовому сегменту у покупателя свои ожидания, которым в идеале должна соответствовать и упаковка, и сама продукция. Однако в случае алкогольных напитков стоит также учитывать, что каждый из них занимает свою ценовую нишу: например, виски эконом-сегмента может быть дороже, чем вино высокого ценового сегмента, а пиво премиум-класса — дешевле, чем среднеценовое вино.

Подробнее о ценовых сегментах можно почитать здесь.

Возвращаемся к дизайну 🙂

Виски

 

«Jack Daniel’s» (США), качественный представитель масс-маркета, эконом-сегмент. Все это также читается на упаковке — она простая, но выполненная при помощи грамотной и хорошо скомпонованной типографики. Декоративные элементы гармонируют с рукописными шрифтами, добавление антиквенных шрифтов с засечками придает ощущение винтажности. А благодаря однотонному черному фону дизайн выглядит очень мужским и даже — неформальным. Неспроста детали брендовой этикетки «Jack Daniel’s» можно встретить на футболках и свитшотах, людям они нравятся и хорошо воспринимаются в качестве самостоятельных модных принтов. Поэтому главным плюсом этого бренда, помимо общей привлекательности, я бы назвала запоминаемость. Однажды увидев «Джека» — вы уже ни с чем его не спутаете 🙂

 

 

«Hart Brothers» (Шотландия), средний сегмент. Этот бренд придерживается классического дизайна с антиквенными и каллиграфическими шрифтами. В слова «Blended Malt» очень любопытно вплетен колосок, который напоминает о философии «Hart Brothers» (стремление максимально сохранить естественный солодовый вкус напитка). Присутствие на этикетке золотистых элементов сообщает о том, что продукт уже на уровень выше и дороже, чем представители масс-маркета. В целом упаковка выглядит достаточно строгой, но элегантной. Однако если бы не характерная для оформления виски цветовая гамма черных, бежевых и охристых тонов — этикетка могла бы очень напоминать винную. В этом плане у классики есть свои нюансы — она настолько универсальна, что подстроить ее целиком только под свой бренд — задача непростая.

«Aberfeldy» (Шотландия), средний сегмент. Но по моим ощущениям, эта упаковка вполне могла бы относиться также к высокому сегменту. Лаконичная, но очень добротная типографика, иллюстрации и декор, выполненные в винтажном стиле, золотистые элементы и общая плотность компоновки делают этикетку серьезной, дорогой, но при этом очень теплой и дружественной. И кроме того — я думала не касаться формы бутылок, так как это больше относится к объектному дизайну, чем к графическому, но в случае «Aberfeldy» не упомянуть об этом нельзя.

Вы наверняка замечали, что у каждого вида алкогольной продукции есть свои «стеклянные» традиции — они касаются не только посуды для употребления, но и для розлива напитков. То есть, мы можем легко отличить винную бутылку от бутылки для шампанского: как правило, вино продается в одинаково вытянутых и ровных бутылках, а шампанское — в одинаково округлых снизу. В случае виски — каждый бренд старается создать свою оригинальную геометрию. Однако большинство из них, будучи по-разному угловатыми или округлыми, очень похожи по высоте и вытянутости. И вот здесь «Aberfeldy» однозначно выделяется из общего ряда на полке — такой невысокий, приземистый крепыш, который вместе с этикеткой просто не может не вызывать симпатии к бренду.

Вино

В отличие от дизайна виски, традиция оформления винных этикеток куда менее строгая и касается она в основном формы — такой же прямой и вытянутой, как бутылка. Но на самой этикетке может быть изображено все, что угодно — стилистика, цветовая гамма, типографика и композиция могут быть абсолютно любыми. Поэтому винный дизайн — одна из самых просторных тем для фантазий дизайнеров со всего мира. И поэтому же определить ценовую принадлежность (и качество) вина по этикетке — еще та головоломка.

Однако наша задача все-таки не маркетинговая, а эстетическая — так что продолжим рассматривать детали 🙂

 

 

«Brazos» Zuccardi (Аргентина), нижний-средний сегмент. Прекрасный пример лаконичной типографики в сочетании с декоративной абстракцией. Эта этикетка несет в себе минимум функциональной и максимум эмоциональной информации — только посмотрите на эти мазки фиолетового и золотого цвета, на их текстуру и расположение! С ними отлично гармонирует рукописная, едва читаемая строка «de los Andes», которая также выполняет скорее роль декора, чем текста. Стоя напротив этого дизайна, я практически слышала, как он говорит — «какая разница, что я и откуда я — просто попробуй меня здесь и сейчас, тебе понравится!» — и ты слышишь, и веришь. Общий вид этикетки — весьма достойный и мог бы подойти как высокому сегменту, так и премиум-классу.

 

 

«Gentleman», «Nerd» и «Hipster» Ferro 13 (Италия), средний сегмент. У этих этикеток — отдельная история.

Группа любителей вина и творчества «Ferro 13» — Федерико, Габриель, Марко и два Альберто — решили однажды создать свою серию вин. Но идея пошла дальше, чем просто запустить разные сорта под единым брендом — каждый сорт должен быть отражать альтер-эго одного из создателей. Так родились Хипстер, Джентльмен, Умник, а также Хакер и Хэштег (которых нет на фото, но они составляют полную линейку). Стиль этикеток — предельно лаконичный и современный, однако благодаря ставке на имиджевость и индивидуальную принадлежность — серия вин «Ferro 13» стала широко известной по всему миру. Философия бренда, построенная на современных реалиях, пришлась по душе многим представителям модных течений, так что компанию этих персонажей часто можно встретить в кофейнях и винных бутиках, они охотно покупаются для вечеринок и подарков в качестве своего рода «фишки». При том цена и качество самого вина уже не так важны, если продукт предлагает покупателю почувствовать себя собой, а это кажется гораздо более ценным приобретением.

 

 

«Camins del Priorat», Alvaro Palacios (Испания), высокий сегмент. Очень легкий и нежный дизайн с интересной имитацией цветочной вышивки в качестве основного акцента, минимум текста в простом каллиграфическом шрифте, зато на краях этикетки можно заметить аккуратную фигурную вырубку. Если этот концепт и сообщает о том, что вино дорогое — то очень деликатно, я бы скорее восприняла это как «не то, чтобы я лучше других, я само — другое, но мне не нужно об этом говорить». То есть, подойдя к этому вину, ты либо уже заранее знаешь, что оно стоит своих денег, либо собрался узнать, потому что где-то прочитал или кто-то посоветовал. Подобные дизайны — это своего рода оформление для избранных: они никогда не бросаются, но если ты знаешь — значит, увидишь.

 

Пиво

 

«Citraizen» и «Maui Porter» Jaws Brewery (Россия), средний сегмент. Линейка «Jaws Brewery» озадачила меня с первого взгляда, а после того, как я перерыла множество информации о сортах и самом бренде — задумалась еще больше. Очевидный плюс — этикетка не только приковывает, но и удерживает на себе взгляд. Однако даже при основательном рассмотрении она не дает очевидной информации о том, что это, как это и зачем (если не брать бутылку в руки, чтобы перевернуть и прочитать задник). Обратившись к консультанту, я узнала, что: а) это пиво (не лимонад или коктейль, как показалось мне сначала), б) крафтовое, с разными вкусовыми добавками (немудрено, учитывая объем уникальных дизайнов в серии), в) для хипстеров (что сложило в моей голове паззл относительно аудитории, к которой апеллирует данный концепт). Причем, к линейке «для хипстеров» можно отнести лишь часть продукции уральских пивоваров — с оформлением как у «Citraizen» и «Maui Porter», для которых характерны высококонтрастные, броские цветовые сочетания, едва читаемые надписи и не столько хипстерские, сколько хиппи-иллюстрации (помните классические галлюциногенные плакаты 60-х годов? — вот это оно). Эти этикетки, как и в примере с группой «Ferro 13» — говорят не о продукте, а о покупателе.

Причем, покупателей у «Jaws Brewery» может быть множество, так как и вкусов, и визуальных концептов у них ни счесть, дизайнеры действительно потрудились от души. На других этикетках можно встретить классический пивной дизайн («Weizen», «Saison»), современный леттеринг («Гордиев узел», «Amber Ale», «Don’t worry baby»), ретро-стилизации («American Pale Ale», «Dvanactka»), неформальные и субкультурные концепты («Cafe Racer», «Ищу человека», «Poltergeist»), и многое, многое другое. Пожалуй, из охвата целевой аудитории может выпасть только тот процент людей, который вообще не употребляет никакое пиво никогда-никогда.

Так что бренд «Jaws Brewery» с точки зрения дизайна определенно стал для меня хоть и загадочным, но очень любопытным явлением. Увидите на полках — обязательно напишите мне о том, какая упаковка из этой линейки запомнилась именно вам 🙂

Спасибо Илье Заболотнову за помощь в ценовых вопросах, магазину «Vinifera» за интересный ассортимент и Петру Петровскому за фото для обложки (оригинал взят с сайта www.pivo.by).

*

Когда я садилась за эту статью — у меня на руках было всего несколько фотографий, мыслями о которых я собиралась поделиться вкратце. В итоге все это вылилось в целое исследование на несколько дней с шестьюдесятью редакциями в Вордпрессе, длинной историей в поисковике по каждому бренду и продукту, потому что один вопрос тянул за собой другой и чем дальше, тем больше. Но дизайн упаковки необыкновенно интересен именно своей глубиной.

Пожалуйста, расскажите в комментариях — было ли интересно вам? Какие этикетки кажутся вам самыми удачными? Может быть, вы разглядели в них что-то еще?

А если вы встречали на прилавках другие любопытные дизайны (любой продукции) — пишите и мы поговорим о них в следующих постах 🙂

Поделиться: